Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

О позиции автора

Частично утяну пост - то из него, что мне пришлось в тему (как последних нескольких дней, так и вообще, ибо злободневно всегда), чтоб потом не искать, когда свое видение ситуации придется снова кому-то пояснять в комментариях. Именно "когда", а не "если", как подсказывает опыт :)

Кто только и как только не пытался вывести "объективные показатели" таланта, "правильности", "литературности", кто только и как только не пытался увязать это с популярностью или непризнанностью, каких только метафор не приводил; причем чаще всего
проводятся аналогии с потребительским товаром (как и в копиратских холиварах), что, ИМХО, от истины так же далеко, как Мавзолей от Китая. Вот чтоб в будущем не набивать простыни текста, буду давать ссылку сюда. В той или иной степени я примерно то же самое уже говорила то там, то сям, но утащить готовый структурированный текст куда проще, чем бегать по жежешке, разыскивая собственные комменты, а потом приводить их к единочитаемому виду. Лень-матушка вперёд нас родилась (с) :)
==============
Взято у skadi_omsk

Украинские события вывели на первый план проблему позиции автора. Во последние лет 30, начиная с перестройки, было принято считать, что позиция и убеждения самого литератора абсолютно не важны, важно то, что называется абстрактным словом "талант" и то, что называется "литературными достоинствами".

И первое, и второе - вещи достаточно умозрительные. Мало того. Считалось, что степень и "таланта" автора, и "литературных достоинств" текста могут определить только некие "профессионалы". Рядовой же читатель всего лишь "потребляет" текст, и при выборе объекта "потребления" руководствуется теми же параметрами, что и при выборе любого предмета потребления: узнаваемость марки, привычность, соответствие сиюминутному запросу... Поэтому он, читатель, будет выбирать раскрученных авторов, предлагающих привычную сюжетную и антуражную схему и удовлетворяющих читательский запрос в тех или иных эмоциях. Следовательно, наиболее перспективными для издательств являются крепкие ремесленники, уже имеющие определенное имя. А вот истинный размах таланта и уровень новаторства может определить только профессионал. Сложилась даже некая "мафия" профессионалов, которые диктовали публике свою оценку в отношении тех или иных авторов.

В результате множество "признанных литературных талантов" перестало пересекаться с множеством "популярных авторов". Эти множества существовали в параллельных реальностях, ненавидя друг друга и завидуя друг другу. Мало того, множество "признанных литературных талантов" раскололось на несколько подмножеств, члены которых искренне считают членов "враждебных группировок" махровыми графоманами.
И все напрочь забыли о том, что литература - не предмет потребления, это мировоззрение автора, облаченное в переданные словами образы, а процесс чтения - это процесс изучения читателем чужого взгляда на мир. Причем не важно, о чем речь, хоть об эльфах, хоть о вампирах, в базе - всегда взаимоотношение автора с нашим, единственно существующим миром. Любая, самая пустяковая развлекательная книга - это разговор автора с читателем о тех вещах, которые важны для читателя.

В одних случаях близость авторского и читательского взгляда на мир укрепляет читателя в ощущении своей правоты. Это похоже на то, как человек радуется, когда его мысль находит поддержку у собеседника. В других случаях мировоззрение автора может вызвать у читателя интерес - это все равно, что познакомиться с опытным, много видевшим и много знающим человеком, постараться взглянуть на мир чужими глазами и за счет этого расширить, сделать более объемным, свое восприятие. Но есть случаи, когда мировосприятие автора настолько враждебно читателю, что текст просто не воспринимается.

Причем речь не идет о сопереживании героям, о стремлении читателя "побыть в шкуре героя". Такие, написанные от первого лица "мэри-марти-сью" - очень небольшой процент от существующих в природе текстов. Речь идет именно о мировоспиятии автора, которое неизбежно отражается в любом тексте, как бы ни пытался автор следовать форматам и шаблонам, как бы ни старался "просчитать" вкус публики и подстроиться под него. Мировосприятие отражается в выборе лексики и характеров героев, в поворотах сюжета - в том, что автор считает "естественным" и "логичным", причем настолько естественным, что не задумывается о том, как он делает выбор. Ему кажется, что герои "сами" совершают поступки, на самом же деле он, автор, выбирает ту модель поведения для героев с данными характерами, которую он, автор, считает наиболее логичной.

И вот это авторское мировоззрение - один из главных параметров, по которым читателя выбирает "своего" автора.
/.../

... у меня впервые возникло понимание того, что основа популярности - не какие-то технические приемы, а ощущение автором себя на одной волне с читателем. Автор - всего лишь тот, кто может сказать то, что хочет, но не может сказать читатель. Причем это действует и на рядового читателя, и на "профессионала".

А веду я к тому, что привычная для российских писателей "аполитичность" или модная еще недавно "либеральность" сегодня становятся непреодолимой преградой на пути к популярности. Сегодня сможет пробиться к читателю только тот, кто осознанет, на чьей он стороне в начавшемся глобальном изменении мира. Причем не важно, какой антураж в книгах этого автора, - хоть кибер-панк, хоть эльфы с гномами. Читатель почувствует, что за душой у автора.

(пост целиком - по ссылке).
Tags: аффтарское, критичное, литература
Subscribe
promo congregatio march 17, 2020 09:00 221
Buy for 50 tokens
FAQ
По совету читателей и примеру некоторых авторов - решила соорудить такой вот постик с наиболее часто задаваемыми вопросами, дабы и ибо, так сказать. Повисит тут пока. В случае изменений (которые в ближайшее время вряд ли предвидятся) - буду вносить правки. А почему книги так странно изданы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →