Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

Category:

Книга как товар

Пост ув. френда green_bear_den "Книгоиздание и книготорговля. Отклик и оперативность" я прочитала еще вчера вечером, но тогда на обсуждение издательских перипетий меня уже морально не хватило. А сегодня перепощу. В этой записи кратко, но доходчиво изложены проблемы одного из этапов торгово-издательского процесса, а именно - выход книги на читателя. Ну, или читателя на книгу, тут как посмотреть.

=====

В прошлый раз было введено понятие "длинного хвоста", когда издатель ориентируется на небольшие ниши. И тогда остро встает проблема адекватного отклика.

Судите сами, насколько мне известно, цепочка распространения выглядит сейчас примерно так. Издатель получает из типографии свеженький тираж и загружает к себе на склад. Далее книги передаются либо федеральным торговым сетям, либо крупным посредникам, которые работают с региональными сетями и отдельными магазинами. Здесь возникает первый нюанс - торговцы ориентируются на имя-бренд или серию-оформление. То есть роман Лукьяненко или Мартина - окей. "Сталкер" в лучшие годы или "Фантастический Боевик" Альфы - окей. Дебютант или индивидуальная серия - фу-фу-фу, плохой издатель, будем брать осторожно, только небольшую партию, чтобы не залежалась при наихудшем раскладе. Потом в случае посредника книги постепенно расходятся с его складов по отдельным магазинам или небольшим сетям. И опять же возникает задержка на доставку, выбор и так далее.

Однако вот - долгожданный момент - книга на прилавках... И что же? Читатель тоже опасается брать роман незнакомого автора в малоизвестной серии. Хорошо, если сработает обложка или аннотация. Плохо, если художник сбацал кривой коллажик, а в серии вышло два с половиной новичка. Читатель ждет отзывов от друзей, ищет другие мнения в сети, рекомендации авторов/критиков на худой счет. А там тишина чаще всего, ведь книга - нишевая, вышла тиражом 2-3 тыс., так еще и рассчитана на довольно узкую аудиторию. Как оповестить потенциальную аудиторию - мы поговорим в следующий раз. А пока вернемся к прилавкам.

Если звезды сошлись, то отдельные магазины решили прикупить еще этих французских плюшек:) А книжные в федеральной сети отчитались об успешных продажах. И посредник с торговцем пришли к издателю за дополнительной партией. Но... вполне вероятно, что они опоздали. Ведь издатель смотрит в первую очередь на то, как быстро расходятся книги с его собственного склада. Если за два-три месяца почти весь тираж не отгружен, то автору-циклу ставится минус. А реакция посредника и торговца оставляет желать лучшего.

Добавим сюда ситуацию, когда конкретный сотрудник в магазине не знает, куда поставить это издание. Реальный пример: "Конгрегацию" Надежды Поповой отправляли к философским трудам, массовым детективам и даже вампирским любовным сочинениям. А ведь издатель пытался сделать как лучше, соорудив оригинальное оформление для цикла, ага. Более традиционным сериям чуть проще, их ставят в общий пул "Фантастика", где уже покупатель должен их выловить из общей массы. И здесь мы вновь натыкаемся на проблему - откуда небольшая целевая аудитория узнает, что для нее выпустили новый роман?

Еще раз - текущее положение дел на книжном рынке - это "длинный хвост", когда есть несколько массовых топов и много-много ниш с небольшими тиражами. Каждую нишу надо заботливо окучивать. Но как издателю понять, пришлась книга по душе ЦА или просто не дошла до ЦА? А учитывая, что посредник и торговец должны выбрать тираж с издательского склада не позднее, чем за два-три месяца, иначе будет зафиксировано техническое поражение, все становится еще печальнее.

Вдвойне хуже, что даже неудачная книга может разойтись, но похоронить дальнейшие продажи серии. Разочарованный читатель будет уверен, что его обманули. Итог - следующие книги, лучше попадающие в ЦА, уже ложатся или попросту медленнее уходят со склада, ведь посредник видит слабые продажи и не хочет рисковать. Когда люди распробуют, что серия исправилась, уже станет поздно. Издатель закроет ее, переформирует портфель, сделает оргвыводы по лёгшим книгам-циклам-авторам.

Играет свою роль и географический фактор. Читатель далеко не всегда может найти книгу в своем городе. Остаются тогда лишь интернет-магазины, которые опять же далеко не факт, что успеют забрать весь тираж по допзаказам. А где-то книга наоборот будет годами пылиться и выцветать на полке в магазине, потому что оперативность... ну вы поняли, ага.

В прошлом году по сети гуляли новости, что американским книжным магазинам - не интернет-гиганту "Амазону"! - удалось повысить продажи благодаря грамотной логистике. Наскольк я помню, вплоть до того, что продажи отслеживались чуть ли не в реальном времени, по общей базе данных для разных магазинов и разных сетей. И если где-то обнаруживался спрос, туда немедленно отправлялись дополнительные партии. Как говорится, выход есть всегда. Но все ли могут им воспользоваться?..

Вопрос, конечно, риторический. Но электронка не сталкивается с вопросами логистики, поэтому ее шансы выше:)
(С)
Tags: издательства, хроника пикирующей книги
Subscribe
promo congregatio март 17, 2025 09:00 221
Buy for 50 tokens
FAQ
По совету читателей и примеру некоторых авторов - решила соорудить такой вот постик с наиболее часто задаваемыми вопросами, дабы и ибо, так сказать. Повисит тут пока. В случае изменений (которые в ближайшее время вряд ли предвидятся) - буду вносить правки. А почему книги так странно изданы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments