Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

Как правильно отделяться от государства

Моих комментариев тут не будет.
Просто большая цитата из статьи в "Коммерсанте".

===
...в российских школах все-таки может появиться предмет "Православная культура", рассчитанный на все время обучения — с 1-го по 11-й класс. Первый проект курса получил этим летом отрицательный отзыв экспертов — но, как оказалось, не был окончательно похоронен. Авторы внесли в проект ряд исправлений, а на прошлой неделе Российская академия образования, не афишируя, запустила процесс заочного голосования по нему, которое продлится до 30 ноября. Как считают эксперты, если документ будет одобрен, курс "Православная культура" станут массово вводить в школах по просьбе Минобрнауки и региональных епархий. В Минобрнауки ситуацию пока не комментируют.
/.../
Еще в феврале 2015 года патриарх Кирилл заявлял, что РПЦ предложила Минобрнауки расширить школьный курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Сейчас его изучают в четвертом классе, причем родители могут выбрать один из модулей: светская этика, мировые религиозные культуры, православие, ислам, буддизм или иудаизм. Патриарх заявлял, что отведенных 34 часов недостаточно, и предложил распространить курс на все время обучения в школе.
/.../
По закону учебный план школы на 70% состоит из обязательных предметов (в начальных классах — 80%). Как использовать оставшееся время, администрация решает сама с учетом мнения родителей. Часы можно потратить на дополнительные занятия по основным предметам, а можно ввести новые уроки — второй иностранный, астрономию и т. д. "Православная культура" претендует именно на это время. Курс разбит на три блока — для 1-4-х, 5-9-х и 10-11-х классов. Первый блок займет минимум 102 учебных часа. В первом классе разрешено изучать "Православную культуру" во внеурочное время, а вот дальше предмет предлагается ввести в расписание. Среди тем для изучения можно обнаружить "Во что верят православные христиане", "Добро и зло в православной традиции" и "Христианская семья". Авторы программы намерены добиваться "становления православных христианских ценностных ориентаций" у детей. А свои поступки ученики должны будут оценивать "на основе нравственных норм православной христианской традиции".
/.../
В 5-9-х классах "Православная культура" претендует минимум на 175 часов (один урок в неделю), но "оптимальным" сроком называют 350 часов. Список тем для изучения занимает несколько страниц. Среди них действительно есть культурологические ("Сюжеты и образы Библии в русской и мировой культуре", "Православная храмовая архитектура" и т. д.), но большинство касается религиозного мировоззрения: "Православное христианское понимание смысла жизни человека", "Нравственная культура православной семьи", "Особенности нравственной культуры воина-христианина". Среди прочего школьнику предлагается изучить темы "Латинский прозелитизм на Руси" и "Искаженные толкования библейских текстов в литературе деструктивных сект". По мнению разработчиков курса, выпускник девятого класса обязан "знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые на них решения", "ориентироваться в православном календаре (месяцеслове)", "перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники" а также "перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов". Результатами курса авторы считают "формирование мировоззрения на основе православной духовно-нравственной традиции" и "готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ".
/.../
В Минобрнауки не смогли оперативно ответить на запрос "Ъ". Представитель синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко) заявил "Ъ", что обязательного преподавания "Православной культуры" в рамках ОДНКНР не предполагается. "Программа должна ориентировать образовательные организации — там, где в этом есть потребность: как преподавать предметы в той части учебного плана, которая формируется школой исходя из потребностей законных представителей детей,— сказал он.— Это первый шаг к наполнению содержанием предметной области ОДНКНР". Говоря о содержании курса, он отверг предположения о нарушении конституционного положения о светском характере образования: "Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью".
(источник и подробности)
Tags: РПЦ
Subscribe
promo congregatio june 24, 22:42 1
Buy for 50 tokens
От членов конгрегатской группы в ВК поступило предложение начинать сбор на пятую книгу. Когда Геннадий сможет начать, я еще не знаю: сейчас он занимается четвертым томом, и насколько длинная к нему очередь потом - пока неизвестно. Я написала ему письмо, жду ответа. Надеюсь, он сумеет нас втиснуть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 169 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
К вопросам об "отделении от государства" и "а где это РПЦ лезет во власть?":

В 2001 году Ольга Васильева участвовала в «подготовительной» конференции перед объединением РПЦ с Русской православной церковью за границей (РПЦЗ) в городке Сентендре в Венгрии. Там она познакомилась с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), которого называют духовником президента Владимира Путина. Васильева говорила, что эта встреча для нее была «очень важна, поскольку в отце Тихоне она увидела многое из того, что хотелось увидеть в русском священстве». Шевкунов предложил ей преподавать в Сретенской семинарии для «монашествующего курса». Собеседник «Медузы», знакомый с Васильевой, отмечает, что она умудрялась «совмещать противоположности» — например, одновременно преподавала семинаристам и читала лекции по истории в Свято-Филаретовском институте священника Георгия Кочеткова, с которым у Шевкунова был открытый конфликт.

Через два года после знакомства с Шевкуновым Васильева возглавила кафедру религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС, нынешняя РАНХиГС), став руководителем магистерской программы «Безопасность межконфессиональных и межэтнических отношений» — причем пресса упоминала, что Васильева якобы признавалась, что ее новое служение благословил лично патриарх Алексий II. Обучались на кафедре люди, которые в дальнейшем должны были налаживать на местах связи между государством и религиозными организациями.

При Васильевой академия подписала договор о сотрудничестве с Московским Патриархатом и начала проводить курсы повышения квалификации для епископов и наместников монастырей, на которые приглашали выступать высокопоставленных чиновников — тогдашнего главу Счетной палаты РФ Сергея Степашина, вице-спикера Госдумы Олега Морозова, помощника президента РФ Виктора Иванова и других. Активно работала с ее кафедрой и администрация президента — в частности, именно Васильевой была заказано создание новой концепции церковно-государственных отношений. (...)

К этому периоду биографии Васильевой относятся, в частности, ее заявления о том, что «концепция прав человека, являющаяся произведением западной цивилизации, не имеет ничего общего с традиционной русской культурой». «Для верующего человека суть добра и зла может определять только Закон Божий, а не сам человек. Такие вещи, как эвтаназия, однополые браки, азартные игры, осуждаемые всеми традиционными религиями, имеют право на существование с позиции прав человека», — объясняла она, сомневаясь в том, можно ли вообще считать Россию светским государством, учитывая высокий процент граждан, называющих себя верующими.

На новом посту Васильева укрепила хорошие связи с новым патриархом Кириллом — он даже персонально поздравлял ее с днем рождения. Сотрудница РАГС в долгу не оставалась: «Я считаю, что патриарх Кирилл — политик огромного масштаба. Равных ему политиков очень мало», — заявляла Васильева.


https://meduza.io/feature/2016/11/29/konservator-iz-svoih
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →