Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

Серьёзно о серьёзном

Предыдущий пост с моей самоироничной хохмочкой внезапно вылился в совершенно не забавное обсуждение с расчехлениями, срачем и претензиями. Обсуждение показало то, что и прежде было ясно, но обычно редко говорилось прямым текстом, поэтому сегодня прямым текстом скажу и я.
Многабукаф, извините.

Начну с очевидного.
Интернет привнес в нашу жизнь много хорошего и полезного, но он же вытолкнул на поверхность и многое не слишком приятное, хотя и понятное. Потому что на самом деле суть не в интернете, он ничего в нас не изменил, просто стал хорошим фоном для некоторых свойственных человеку черт.

В век блогов, дневничков, личных страничек, френдов, которые называются "друзьями", все больше стирается психологическая граница между собственно друзьями, приятелями, шапочными знакомыми и людьми совсем не знакомыми, о которых известен только сетевой ник и то, что он режется в танчики, любит аниме или голосует за Путина/Зюганова/Жириновского, "как я". И речь даже не о том, что эти сетевые знакомые начинают порой восприниматься как некто, обязанный соответствовать, подстраиваться и удовлетворять, что постепенно стирается понятие "личного пространства", это и так очевидно и об этом уже сотни раз говорили и писали. Речь о том, что нам начинает казаться, что мы знаем всех этих людей.

Помните, сколько было удивленно-разочарованных комментариев в российском сегменте, начиная с 2014 года? "Как подменили!", "не ожидал от него", "такое разочарование, ведь десять лет общались!"... А ведь мы не всегда можем быть уверены даже в том, что знаем людей, которые общаются с нами вживую, в реальности, лично, регулярно, а не в виртуальном мире буквами изредка. Но регулярно об этом забываем. Если сетевой знакомый описывает свои походы в магазин, готовку утки по-пекински, жизнь своих котиков, детей и соседей, депрессует под замком по ночам, делится какими-то проблемами - нам начинает казаться, что мы знаем его, как облупленного. Что вот он, настоящий-то, весь тут, в днявочке. Мы точно знаем, как он живет, о чем думает, что для него важно, какие у него проблемы и радости, на что он способен и чего не может, зачем он живет и чего хочет...

Это не так. Здравствуйте, Кэп.

Мы не можем быть уверенными в том, что постящий веселую картинку френд не сделал это потому, что сейчас он сидит перед монитором и воет от безысходности. Или не поэтому, а из каких-то других соображений, о которых он нам не расскажет. Но воет. А через минуту, может, пойдет на кухню, достанет выписанное врачом снотворное и будет долго и задумчиво изучать инструкцию, раздел "передозировка"; этот раздел его не удовлетворит, и он вернется к монитору писать веселые смайлики. Мы не можем поручиться, что активно и увлеченно обсуждающий негров в кино сетевой знакомый не делает это затем, чтобы отвлечься от мыслей... да о чем угодно. Мы не знаем даже, почему вдруг надолго или навсегда пропадают наши френды - потому что в реале все настолько хорошо, что им не до сети, или наоборот, потому что все настолько хреново, что не до сети. А может, все не плохо и не хорошо, а просто у него нет на это времени. А может, ему надоело писать в дневничок. Мы не знаем. Мы ничего не знаем. И даже если спросим, даже если он ответит - мы не можем быть уверены в том, что это узнаем. Даже если он в ответ напишет нам правду, мы не можем поручиться, что это будет вся правда или что мы должным образом эту правду воспримем и сможем понять происходящее.

Еще раз привет, Кэп.

И возвращаясь к теме, с которой все началось.
Никто, вообще никто, совсем никто не знает, что там скрывается, за сетевым ником и образом вышедшего в интернет автора. Кто-то приблизительно представляет. Кто-то знает больше (есть ведь и действительно близкие знакомые и общение в личке или почте). Но никто или почти никто не знает всего. Даже если автор будет расписывать каждый шаг своего путешествия по Пекину, ежедневно делиться мыслями о политике, детях, компьютерных играх, процессе написания книги. Даже если весь его бложег - сборник лытдыбра с откровениями, излияниями и размышлениями. Просто потому что никто не знает, что осталось там, за пределами блога, что осталось не сказанным и не написанным.

Сейчас принято говорить, что когда-то авторы книг были неведомыми существами, а вот теперь, благодаря интернету, они стали "ближе к народу", "утратили статус"... (утраченный статус характеризуется по-разному, что почти все соглашаются, что что-то там утрачено), стали вот такими сетевыми знакомыми со всеми вышеописанными последствиями. Но кое-что прежнее осталось и никуда не делось: авторы в большинстве по-прежнему воспринимаются как автоматы по написанию книг. У автора бывают, конечно, дни рождения, походы с детьми в цирк, простуды, какие-то проблемы, о которых написано в днявочке, но все это воспринимается как описание жизни персонажа "автор". Когда мы закрываем вкладку или просто проходит полчаса с момента прочтения поста о гриппе или потерянном мобильнике - персонаж исчезает, исчезает автор-человек со всеми его бытовыми происшествиями и по-прежнему остается только автор-автор. Машина для написания текстов. Специально выведенное в пробирке существо.

На самом деле оно не может болеть. Не может расстраиваться, страдать, терять мотивацию. Не имеет серьезных неприятностей. Смешные картинки про музу - это просто картинки, на самом деле автор всегда под вдохновением. Если есть подозрение, что это не так - на помощь приходят еще более смешные картинки про "живительные пиздюли", и если автору их дать, в нем тут же просыпается бешеная работоспособность. Это всем известно. Так нарисовано на смешных картинках. А то, что авторы их периодически постят, подтверждает, что это правда. Про музу - неправда, а про пиздюли правда. А еще всем точно известно, что все эти музы - удел неудачников и графоманов, настоящий автор может и обязан писать четко по плану и без вдохновения, так говорят редакторы издательств, а уж они-то знают, о чем говорят. А благодаря редакторам, сетевым гуру писательства и обсуждениям на читательских форумах это знают теперь и все остальные тоже, и каждый может дать совет, что и как автомат "Автор-74" должен делать, чтобы выдать требуемый продукт. Автор этого чаще всего не знает, поэтому автору надо подсказать. Тогда автор будет безумно благодарен и тут же включит модуль "Арбайтен!".

А знаете, что на самом деле? На самом деле здесь другие картинки. Те, которые "ожидание и реальность".
Можно прочитать в блоге автора короткое "Временно замораживаю текст/задерживаю выкладку, у меня проблемы, вернусь к нему позже", матюкнуть говнюка-графомана и обсудить с посетителями раздела неуважение к читателям. Это - ожидание. А вот реальность: в стране автора - революция и война, в соседнем с ним городе летают снаряды и рушатся дома, а у него на работе, от мужа сотрудницы, который служит в госбезопасности, пришли слухи, что на следующей неделе фронт сместится к ним. А может, и нет никакой войны и нет никакого мужа подруги, а просто умерла от рака тёща, которая была роднее матери, а неделю назад рак обнаружили у жены, и последнее, о чем хочется и можется думать - это о том, как решить проблему попаданца, взятого в плен в пятой главе. Или в регионе, где живет автор, подняли тарифы в три раза, распустили за нерентабельностью отдел, где работала его жена, а ему самому урезали зарплату, и встал ребром вопрос, чем на следующей неделе кормить двоих детей и платить за квартиру, а уж вопрос "что нам всем делать через месяц" отправляет автора на кухню к тому самому флакону с полученным по рецепту снотворным. А в днявочке или авторском разделе так и будет висеть сухая строчка "возникли некоторые проблемы" и сотня комментариев о том, какое автор говно.

Ожидание и реальность.
Ожидание: авторские проблемы многие понимают. И даже хотят помочь. Реальность: понимают и помогают по-своему. Автор потерял работу, нечем кормить семью? Так напиши книгу побыстрее, и деньги появятся. Это говорят читатели, неделю назад вместе с автором обсуждавшие ничтожность писательских доходов и тот факт, что есть автору и семье надо сегодня, а не через три месяца. Болезнь, депрессия? Донцова избавилась от депрессии и рака благодаря писательству! Это говорят читатели, еще вчера вместе с автором обсуждавшие горе-психологов и вредность универсальных советов всем подряд. У тебя в стране война? Фигня, великие советские писатели творили гениальные вещи в годы Великой Отечественной. Это говорят читатели, которые впадают в ступор и теряют волю к жизни банально от расставания с девушкой. Проблемы с женой? Разведись, фиг ли. С родителями? Пошли их к черту и не звони больше. С начальством? Уволься. С сосдеями? Переедь. С детьми? Вот тебе статья детского психолога, там все написано, что делать.
Все чужие проблемы решаемы. Просто и всегда. Сложно и не всегда - только свои.

Ожидание и реальность.
Можно ежедневно видеть в блоге автора посты о котиках и новости науки, жаркие споры о судьбах России и достижениях генетики, и возмущаться, что авторам надо отключать интернет, чтобы они не занимались херней, а писали книжки. Это - ожидание. А вот реальность: эти котики, открытая вчера планета и дискуссии о генах в сети - якорь, отдушина, то, из-за чего автор до сих пор хотя бы не сошел с ума. Потому что есть проблемы, о которых мы никогда не узнаем, потому что нам не расскажут. Почему не расскажут? Да по множеству причин. Есть проблемы, о которых неловко или просто нельзя рассказывать. Есть проблемы, не решаемые здесь и сейчас, и просто нет смысла их излагать, потому что советы не помогут, а жаловаться просто так, да еще и на одно и то же ежедневно год за годом - смысл? И еще много, очень много, сотни причин, по которым никто и никогда не узнает, что происходит по ту сторону монитора, где кончаются юзерпик, буквы в блоге и смешные картинки про музу.

А на плаву этого человека с той стороны монитора поддерживает только мысль о том, что все-таки есть люди, которые это понимают. Действительно понимают, а не "по-своему". Они понимают, что не понимают всего. И знают, что не знают всего. И потому не ставят диагнозов, не выносят единственно правильного решения о происходящем, не пытаются пинать "живительными пиздюлями" в уверенности, что от этого шестеренки закрутятся, и автомат заработает. Потому что знают, что так его можно только сломать, напрочь, окончательно. И главное - их это действительно беспокоит, и вовсе не только потому что автомат перестанет выдавать требуемый продукт, только ради производства которого он, как известно, и существует.

Завершаю свой плач Ярославны во Путивле искренней и глубокой благодарностью этим людям.

У меня всё.
Tags: аффтарское
Subscribe
promo congregatio март 17, 2020 09:00 221
Buy for 50 tokens
FAQ
По совету читателей и примеру некоторых авторов - решила соорудить такой вот постик с наиболее часто задаваемыми вопросами, дабы и ибо, так сказать. Повисит тут пока. В случае изменений (которые в ближайшее время вряд ли предвидятся) - буду вносить правки. А почему книги так странно изданы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 165 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →