Мне почему-то казалось, что у меня уже был пост на эту тему; прошерстила все подходящие теги - не нашла... Ну, вот теперь есть.
* * * * *
В середине XX века эксперименты Джона Кэлхуна вызвали бурю диаметрально-противоположных умозаключений об этике и народонаселении. Кто-то вывел, что человеческая цивилизация обречена на гибель в ближайшие 50 лет. Кто-то наоборот, на тех же данных доказывает, на планете Земля можно комфортабельно расселить триллион человек, и все будут счастливы.
Журналисты называют эксперимент «Вселенная-25» уникальным, но ничего особо уникального в нём нет. Виварии с мышами существуют к каждом приличном биологическом институте; некоторые производят подопытных со скоростью до 10'000 в месяц. О правильном содержании мышей специалистам-зоотехникам известно, все параметры навроде оплодотворения, сроков беременности и вскармливания – вычислены.
Сочинениями Проницательных Питомников мы пренебрежём, а вытащим описание «Вселенной-25» прямиком из статьи Кэлхуна1. Квадратный в плане загон со стороной 2.57 м имел стенки высотой 1.37 м. Выполненные из оцинкованной стали верхние 43 см стенок не позволяли мышам покидать заведение. Каждая стенка разделена на 4 одинаковых сегмента шириной 64 см. Каждый сегмент включал четыре тоннеля, а в каждом тоннеле имелось 4 гнезда, достаточных для выводка одной самкой 15 отпрысков. Таким образом, всего гнёзд было на 16×4×4=256 самок, и достаточно для одновременного рождения 256×15=3840 мышат.
Сразу отметим, ширина тоннеля 7.6 см позволяла крупному самцу легко контролировать доступ к четырём гнёздам. В природе такое встречается крайне редко. Стандартной рекомендацией для вивария является селить вместе либо самца и самку, либо самца и двух самок. В последнем случае мышки-мамы беременеют по очереди и помогают друг другу ухаживать за сосунками. Четыре самки на самца – явный перебор. Отчего Дж.Кэлхун выбрал именно такую структуру тоннелей и гнёзд – до сих пор остаётся загадкой.
Каждый из 16 сегментов был укомплектован кормушкой и поилками. Всего в «столовых» могли одновременно питаться 6144 мышей, а одновременный доступ к воде имели 9500. Опять-таки, расположившись у входа в тоннель, сильный самец мог не допускать конкурентов к кормушкам и поилкам подконтрольной секции, однако, контролировать широкие кормушки тяжелее, чем узкий тоннель. К тому же, иногда альфа-самец бывал внутри тоннеля, занят с самками, ну, вы поняли. Короче, к еде прорваться можно, а к самке – только через труп альфа-самца.
Зимой температуру поддерживали 20Ц. Летом сложнее. Кондиционеры в то время были уделом богатеньких даже в США, поэтому температура гуляла «главным образом» (Sic!) между 21 и 32Ц. Вероятно, были периоды, когда снаружи жара, а в «Мышином раю» – душегубка.
Загон убирали от мышиного помёта «каждые четыре-восемь недель» (Sic! Так в статье!) В нормальном виварии и сто лет назад за такое разгильдяйство смотрителей бы попёрли, а в 2016 году в толерантной Америке могут не только уволить, но и под суд отдать за издевательство над животными. По воспоминаниям одного из журналистов, запашок стоял такой, что войти невозможно.
При ближайшем рассмотрении, «Утопия» и «Мышиный рай» превращаются в колонию общего режима. Да, пищи и воды вдоволь, заразных болезней и хищников нет... и, пожалуй, всё. Соедините вместе мужскую и женскую зоны – тоже, наверное, «рай» получится?
Journal information