Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

В защиту родной инквизиции, часть 2

<== начало

Галилей Джорданович Коперник

— А вы когда-нибудь читаете книги, которые сжигаете?

Если попросить среднестатистического человека назвать кого-нибудь, осуждённого инквизицией за научные изыскания, кого он назовёт в 99.9% случаев? Разумеется, его самого – Галилея Джордановича Коперника, несчастного гелиоцентриста, приговорённого к сожжению на костре за твёрдой следование научной истине, который прямо на костре закричал: «А всё-таки она вертится!» - и сгорел с этими последними словами правды не устах.

Правда, если попросить назвать кого-нибудь ещё, начнётся ступор. Более того, я поймал себя на мысли, что и сам-то никого больше назвать не могу.

Упомянутый выше гений науки, единый в трёх ликах, неоднократно мелькал в советской литературе именно как средство антирелигиозной пропаганды. Даже в замечательной, несмотря ни на что, книге А. Волкова «Земля и небо», где в доступной детям форме рассказывается о географии и астрономии. В результате Галилей Джорданович оброс таким количеством мифов, что и поныне о нём знают немногое, да и то наполовину враньё.

Первым в списке невинно пострадавших от кровавой гэбниинвизиции идёт Николай Коперник. Миру он известен как создатель гелиоцентрической системы, но это, конечно, неверно. Гелиоцентрическая система была известна давным-давно, ещё в Древней Греции. Просто в Средневековье её забыли и вернулись к геоцентрической. Однако не следует думать, что от этого Копернику было проще: наоборот, человек так устроен, что ему гораздо труднее отринуть прошлые убеждения и принять новые, чем просто изучить предмет и составить о нём мнение, так что главный труд всей своей жизни он писал, собственно, всю жизнь, и издана книга была уже после смерти. Может, сыграла свою роль неспешность и обстоятельность, но всё же.

Естественно, о его взглядах знали и раньше. Задолго до публикации «О вращениях небесных сфер» Коперник набросал брошюрку, в которой изложил основные тезисы новой-старой системы – Земля вращается вокруг Солнца, звёзды двигаются, потому что вертится Земля, ну и так далее. Соответственно, вскоре о ней узнало немногочисленное научное сообщество, которое к тому же было наполовину церковным. Коперник, будучи сам церковником, спокойно общался с коллегами и никого его высказывания не напрягали. Инквизиция занималась другими делами, вроде Реформации – еретической систему Коперника пока не назвали, так что нехай живёт.

Сама книга была издана в 1543 году, причём Коперник посвятил её папе Павлу III (то ли это был тонкий троллинг, то ли элементарная вежливость – ведь книга посягала на церковные догмы). Тут церковники немного зашевелились и снабдили её предисловием, где заявляли, что теория Коперника – всего лишь математическая модель для удобства вычислений (автор ввиду кончины не мог уже это оспорить), а некоторые теологи вообще сразу сказали, мол, это ересь. Тогда, увы, их не послушали, а зря: вместе с книгой Везалия труд Коперника запустил научную революцию, итогом которой стал полный подрыв позиций церкви. Впрочем, лично я считаю, что шансов сопротивляться этому у церкви попросту не было.

В список запрещённых книг «О вращении небесных сфер» попала только в 1616 году, а уже в 1620 её разрешили читать снова, правда, в отцензуренном варианте. Момент, понятное дело, был упущен, инквизиторы закрыли курятник уже после того, как куницы успели сожрать кур. Ересь успела распространиться среди всех, кому она была нужна.

И в первую очередь среди самих церковников. Это ведь когнитивная угроза: сжигаешь книги, заглянул в одну из них – и вот ты уже заражён. Иммунитет – только у самых тупых. А если в спецслужбе сидят дураки, то единственный фактор их лояльности – это верность не Библии, а церкви. То есть человек прекрасно понимает, что Галилей прав, но делает то, что должен. Лучше всего процитировать современника, кардинала Беллармино:

Но желать утверждать, что Солнце в действительности является центром мира и вращается только вокруг себя, не передвигаясь с востока на запад, что Земля стоит на третьем небе и с огромной быстротой вращается вокруг Солнца,— утверждать это очень опасно не только потому, что это значит возбудить всех философов и теологов-схоластов; это значило бы нанести вред святой вере, представляя положения Священного Писания ложными.

К сожалению, мессир Беллармино не встречался с современными креационистами – те ухитряются так натягивать сову на глобус и загонять положения Священного Писания в прокрустово ложе современной науки, что диву даёшься, наблюдая эти софистические упражнения. Впрочем, в его время понятия «креационизм» ещё не существовало.

Короче говоря, книга Коперника произвела фурор в научном сообществе. И среди самих церковников тоже, что, разумеется, повлекло за собой ересь.

Джордано Бруно поддавался ереси с ранних лет. Будучи доминиканцем, то есть членом ордена, занимавшегося в том числе и охраной веры, он, тем не менее, слишком много думал, а для религиозного человека это вредно. Его регулярно замечали за нехорошими занятиями, вроде чтения запрещённых книг, так что в конце концов делом заинтересовались серьёзные люди, и молодому монаху пришлось отправиться в гранд-вояж по всей Европе. Выглядело это примерно так: Бруно приезжал в новый город, производил там на всех впечатление, а потом настолько задалбывал людей своими идеями, что ему указывали на дверь. В принципе, неудивительно, потому что идеи у него были, мягко говоря, странными.

Больше всего книги Бруно напоминали сочинения Мельхиседека, Мулдашева, Блаватской и других современных душевнобольных, то есть реальные вещи причудливым образом перемешивались в них с абсолютно упоротым бредом. В смысле, Бруно действительно топил за систему Коперника, в его космологию действительно вкрались правильные открытия вроде того, что каждая звезда – это своё солнце со своим миром, и так далее, это верно. Но рядом с этим на полном серьёзе обсуждалась одушевлённость этих самых звёзд (в смысле, планеты и звёзды – живые существа), принципы герметизма, магии, ну и просто банальщина вроде отрицания божественной природы Христа. Собственно, именно последнее больше всего интересовало инквизицию, и от антихристианских взглядов Бруно таки отрёкся и покаялся. Но оккультизм оказался сильней.

На самом деле сейчас неизвестно точно, за что же всё-таки сожгли Бруно. Однако в тексте приговора нет ничего ни о гелиоцентризме, ни о науке вообще, что говорит само за себя. И самим церковникам это сегодня прекрасно известно: несмотря на памятник в Риме, Ватикан не признал процесс Бруно ошибкой, в отличие от галилеевского.

Настоящим безвинно пострадавшим из нашей троицы является как раз Галилей. Его обвиняли именно в поддержке гелиоцентризма и заставили отречься от научных взглядов. Но и тут есть одна тонкость. Запретив книгу Коперника, Галилею инквизиторы просто погрозили пальчиком и отправили домой во Флоренцию. Что он начал делать? Разумеется, диверсию.

Для начала он написал книгу в форме обсуждения – три мужика по имени Сальвиати, Сагредо и Симпличио спорят друг с другом об устройстве мироздания, причём Сагредо является сторонником гелиоцентризма, а Симпличио – геоцентризма. Сальвиати же тщетно пытается помирить этих двух дебилов. Тонкий троллинг заключается в том, что «Симпличио» происходит от латинского слова, означающего «просто». Гриммельсгаузен ещё не написал в те годы своего «Симплициссимуса», но аналогия понятна: для любого образованного человека Симпличио выступает простаком, который сам не понимает, что говорит.

Потом эту книгу требовалось издать, и тут вышла засада. Галилею пришлось пускаться на всякие ухищрения, высылая книгу по частям, подсовывая папским цензорам черновой (читай – цензурированный) вариант, и так далее. И в конечном итоге ему это удалось – Галилей с успехом обрубил сук, на котором сидел. Книга вышла, а папа Урбан VIII прочитал её и даже узнал в Симпличио сатиру на самого себя. Ну, вы поняли, да? После этого неважно было, во что там верил или не верил Галилей. Негодяя следовало наказать, этим и занялась инквизиция. Использование служебного положения в личных целях - вот как такие вещи называются сегодня.

В пользу этой версии говорит тот факт, что все остальные гелиоцентристы почему-то инквизицией не преследовались. Ученик Коперника, Георг Иоахим фон Лаухен, он же Ретик, всю жизнь пропагандировал его идеи и умер в своей постели. Кеплер занимался тем же самым с тем же результатом. Правда, его таки осудили как еретика, но не за гелиоцентризм, а за протестантские убеждения. Джамбатиста Бенедетти, Симон Стевин, Исаак Бекман, Жиль Роберваль – все эти люди поддерживали гелиоцентризм и разделили печальную участь Ретика. Часть из них, конечно, жила в протестантских странах, но их труды распространялись и в католических.

Ну а кто же всё-таки получил по голове за свои научные изыскания? Я начал искать, искал долго, и в итоге мне надоело. Получилось так, что трое вышеупомянутых парней пиарятся пропагандистами-антиклерикалами по очень простой причине. Вы, наверное, уже догадались, какой: больше пиарить попросту некого.

Есть легенда о том, что написавший трактат "О строении человеческого тела" Везалий попал в лапы к испанской инквизиции и должен был погреться на костре, но казнь заменили паломничеством в Иерусалим. К сожалению, исторических подтверждений этой байки не существует, а сама книга даже не попала в реестр запрещённых.

Костанцо Варолий спокойно препарировал трупы, будучи ни много ни мало личным врачом папы Григория XIII. Он открыл орган в мозгу, который сегодня называется варолиевым мостом - как вы понимаете, без вскрытия черепушек это сделать затруднительно.

Николай Кузанский высказывал предположения, что Вселенная бесконечна, и что Земля и Солнце не занимают в ней особого положения, а другие светила могут быть обитаемыми (ничего не напоминает?). Причём жил он за полтора века до Бруно, а сам был, внезапно, кардиналом.

Был испанский врач по имени Мигель Сервет, написавший книгу по анатомии и получивший по голове... нет, не за анатомию, а за антитринитаризм, то есть отрицание святой Троицы. И спалили его не католики, а протестанты, у которых никакой инквизиции не было.

Выше я уже упоминал гелиоцентристов, принявших недостойную мужчины смерть и отправившихся в Хель вместо Вальгаллы.

Короче говоря, я проглядел биографии известных учёных эпохи Возрождения, и не нашёл никого, годного на роль мученика науки. Вообще никого. Если вы знаете такого - напишите в комментариях, я с удовольствием посмотрю.

Диагноз

Миф о кровожадности инквизиции не уступает по лживости мифу о Немытой Европе. Разница только в том, что идиотизм Немытой Европы очевиден любому здравомыслящему человеку, тогда как с инквизицией всё гораздо сложнее - если не разбираться, выглядит он вполне правдоподобно. И опровергать его поэтому гораздо сложнее.

Я не тешу себя надеждой, что этот пост переубедит школьных аметистов, квасных патриотов и прочих умственно отсталых граждан - переубеждать их бесполезно. А для всех остальных, может, хоть немного приоткроется завеса истины.

Источники

Изначально я собирался давать ссылки на каждый чих в статье, но оказалось, что в таком случае придётся раз за разом ссылаться на одни и те же книги, авторы которых сделали почти всю работу за меня. Считать же страницы, особенно учитывая, что книги у меня по большей части есть только в электронной форме, мне откровенно влом, а в случае с электронками это вообще невозможно. Так что вот список литературы.

Jean-Pierre Dedieu. L'Inquisition, Cerf, Paris, 1987.

Gustav Henningsen, The Database of the Spanish Inquisition. The relaciones de causas project revisited, in: Heinz Mohnhaupt, Dieter Simon, Vittorio Klostermann, 1992.

Chris Sparks-Heresy, Inquisition and Life Cycle in Medieval Languedoc, Boydell & Brewer, 2014

Michael D. Bailey, Magic and Superstition in Europe: A Concise History from Antiquity to the Present, Rowman & Littlefiel, 2007

Julian Goodare, The European witch hunt, Routledge, 2016

Wanda Wyporska, Witchcraft in Early Modern Poland, 1500–1800, Palgrave Macmillan, UK, 2013

L. J. Sackville, Heresy and Heretics in the Thirteenth Century, Boydell & Brewer, 2011

(источник)
Tags: история
Subscribe
promo congregatio июнь 24, 22:42 1
Buy for 50 tokens
От членов конгрегатской группы в ВК поступило предложение начинать сбор на пятую книгу. Когда Геннадий сможет начать, я еще не знаю: сейчас он занимается четвертым томом, и насколько длинная к нему очередь потом - пока неизвестно. Я написала ему письмо, жду ответа. Надеюсь, он сумеет нас втиснуть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments