Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

Национальный копирайт

И хотя в заголовке копирайт, а на аве - моя акулка для копиратских постов, тема на самом деле куда глубже. Но и "гримасы копирайта" присутствуют в полный рост.

* * *
Джиджи Хадид в дредах для коллекции Марка Джейкобса, модели Gucci в сикхских тюрбанах, ангелы Victoria's Secret в головных уборах индейцев. В индустрии моды многие ведущие дизайнеры столкнулись с обвинениями в культурной апроприации.
Критики считают, что присвоение символов материальной культуры различных этносов и народностей является плагиатом и лишает работы художников новизны и уникальности.
/.../

В 2015 году дизайнера Изабель Марант обвинили в плагиате традиционного костюма мексиканской общины, через год в Gucci столкнулись с негативной реакцией на показ белых моделей в сикхских тюрбанах, а в 2017 году Vogue подвергся критике за съемку, в которой модель Карли Клосс была одета как гейша.
Всего месяц назад Vogue снова подвергся критике за присвоение чужой культуры после съёмки, показывающей модель Кендалл Дженнер с причёской "афро".
/.../

Критик Делидже полагает, что дизайнеры должны убедиться, что люди из культуры, которой вдохновляются творцы моды, должны принимать участие в производстве соответствующей одежды.
"Это единственно верное решение. Другими словами, если вы проводите модный показ, вам нужно задействовать в его подготовке жителей региона, культурой которого вы вдохновлялись"

* * *
Ну и вот тут подробности.

Я не особо большой ценитель "высокой моды", и на мой взгляд там в последние десятилетия больше самовыражения дизайнеров, чем собственно создания новых трендов в одежде. Но. Мне вот интересно, хоть кто-то из представителей модных домов догадается сказать, что так называемые традиционные наряды жителей разных регионов - тоже не более чем мода? Просто исторически сложившаяся мода, где-то перешедшая в традицию просто по факту продолжительности использования.

А ведь явление это - обвинение в "культурной апроприации" - не новое, оно зародилось еще в восьмидесятых и вяло шевелилось где-то в глубинах разных обществ, и вот снова всплыло. И в этой сфере тоже маятник вот-вот грозит качнуться обратно, породив "национализм наоборот" и пустив прахом все усилия человечества по культурному взаимодействию. Как обычно - начнется с "защиты своих культурных традиций", а закончится... А черт его знает, чем оно может закончиться в по факту глобалистском мире. Ничем хорошим точно.
Tags: копиратство, общество
Subscribe
promo congregatio march 17, 2020 09:00 201
Buy for 50 tokens
FAQ
По совету читателей и примеру некоторых авторов - решила соорудить такой вот постик с наиболее часто задаваемыми вопросами, дабы и ибо, так сказать. Повисит тут пока. В случае изменений (которые в ближайшее время вряд ли предвидятся) - буду вносить правки. Будет ли допечатка "Стези…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

Bestdoctor_moriarty

November 24 2018, 18:10:12 UTC 3 weeks ago Edited:  November 24 2018, 18:11:51 UTC

  • New comment
Наглядный пример - идея доведенная до абсурда при утрате здравого смысла её промоутерами оборачивается своей противоположностью. Искоренение расизма оборачивается натуральным расизмом.

А чуть более глубоко - нечёткая постановка приоритета среди вариантов "право индивидуума", "право общины", "право индивидуума принадлежать к общине" привела к приоритету общин. Причём сферических в вакууме. Любое наделение безусловными, доминирующими над всеми остальными правами общин, а не индивидуумов, означает акт похеривания права индивидуума. Любая община/этническая группа/нация - есть простая историческая случайность, не поддающаяся разумной рефлексии, которую можно воспринимать лишь как некую фактическую данность, но не как то, что является чем-то подлежащим сохранению и консервации, кроме случаев, когда речь идёт о политических нациях, объединенных на основе рационально формулируемой в существенной степени идее (и то - идею следует уточнять и развивать). И ставить индивидуума в безусловную зависимость от исторического рандома в который ему "повезло" попасть - это настоящее преступление против основ классической либеральной идеи, совершаемое идиотами, позиционирующими себя как либералы.

Полуконспирологическая мысль: а ведь именно расистам и националистам выгодно вот это вот разбегание по национальным огороженным участкам вместо активно развивающегося глобального плавильного котла. "Сохранение идентичности" как аксиоматическая самоцель - это полностью противоречит индивидуализму и гуманизму и заставляет заподозрить настоящий источник этой постановки цели - их идейных противников.

И да, традиционалистскому расизму здесь следует решительно противопоставить, в дополнение к классическому пониманию биологического, естественного равенства рас и народов некий "цивилизационизм", подразумевающий неравенство культурное - да, глобализм не обязательно означает равномерное и пропорциональное перемешивание. Множеству исторически-этнических культурных феноменов уготована участь не более чем декора, оторванного от изначального, аутентичного контекста и "пересадка" в контекст, некогда возросший на почве всего нескольких народов, оказавшихся в силу массы факторов на острие прогресса. Разнообразие должно быть разнообразием дизайна, а не разнообразием контекстов. Но почему об этом следует думать, как обязательно о чём-то плохом?