Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

Копирайтные войны

Развитие авторского права следует не какому-то изначальному замыслу или теоретическим концепциям. На самом деле, главную роль играли внешние, иногда незначительные обстоятельства, подобно камешкам на дороге отклонявшим неуправляемую повозку по случайному извилистому маршруту.

Краткосрочность государственных привилегий на книгопечатание вынуждает издателей искать новый источник своей монополии. Вовремя подвернувшаяся теория Локка помогает им добиться закрепления за авторами отдельного права, которое легко выкупить. Однако выбранная теория закладывает в новое право неотчуждаемые элементы, которые ослабляют монополию. Попытки перенастроить авторское право ведут в самых разных направлениях, на которые влияют национальные особенности, бродящие в обществе идеи и политические обстоятельства. Где-то признается, что после публикации естественное право трансформируется в позитивное, или же за автором сразу закрепляются только экономические права. Где-то право автора состоит из набора полномочий, а где-то остается неделимым. В Великобритании дискутировали, когда монопольное право собственности автора вытесняется общественным достоянием. В США защищали молодой рынок от европейских конкурентов, ослабляя их права до минимума. Во Франции бились с тем, как увязать правила наследования с особым характером авторского права, расщепляя его на экономические и моральные компоненты. В Германии создавали механизм передачи элементов единого неотчуждаемого права.

Каждое решение порождало все новые сложности. В итоге, авторское право превратилось в замысловатую конструкцию, каждая часть которой строилась по особым принципам, нередко противоречащим тем, что применялись по соседству. Да, недавняя международная гармонизация несколько сгладила швы. Но ей не устранить лежащую в основе авторского права непоследовательность. Современный кризис права интеллектуальной собственности показывает — к нему не стоит относиться с тем чрезмерным пиететом, который мы часто наблюдаем в юридической среде. Эта отрасль права состоит из не самых удачных, плохо пригнанных друг к другу правовых норм, которые не устраивают многих участников регулируемых отношений. Обоснование авторского права с помощью стройных философских концепций — не более чем попытка задним числом оправдать его несбалансированность. Как верно замечают Л. Бентли и Б. Шерман: «Можно понять, когда лоббистские группы используют ту или иную аргументацию для достижения своих целей, однако большие проблемы возникают, когда остальные люди начинают верить риторике и полагать, будто авторское право действительно предопределяется и очерчивается этими философскими абстракциями».


Эта объемистая цитата - из отзыва на книгу Питера Болдуина "Копирайтные войны: Три столетия трансатлантического сражения".
Книгу, автор, кстати, выложил в сеть бесплатно. Но на английском, что логично, но обидно. Должно быть интересно. Показательно уже то, что мысль "что-то с этим правом не то и что-то надо делать" приходит во все большее количество голов и все чаще. 
Tags: копиратство
Subscribe
promo congregatio march 17, 2020 09:00 211
Buy for 50 tokens
FAQ
По совету читателей и примеру некоторых авторов - решила соорудить такой вот постик с наиболее часто задаваемыми вопросами, дабы и ибо, так сказать. Повисит тут пока. В случае изменений (которые в ближайшее время вряд ли предвидятся) - буду вносить правки. Будет ли допечатка "Стези…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments