Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

Category:

Как ученые насилуют журналистов

"Проблемы коммуникации ученых и СМИ" - так называется статья, состоящая из кратких интервью разных ученых - интервью собсно на эту самую тему. Вкратце все они излагаются двумя словами - "нафиг надо".

Например, Марков, биолог:
Бывают очень разные журналисты и разные СМИ. Например, при создании научно-популярных фильмов ученому никак нельзя повлиять на то, что нарежут в итоге для фильма из его слов. /.../ Я не уверен в осмысленности такого совсем попсового варианта представления науки, когда это делается в глянцевом журнале, где редакторы боятся напечатать лишнее умное слово. Есть какой-то предел вульгаризации, ниже которого опускаться не стоит, потому что теряется грань между наукой и какими-то антинаучными мифами.
/.../
Самая частая ошибка, совершаемая учеными, — это участие в съемках передач и фильмов, где потом из их слов монтируют всякие нелепости или подают в чудовищном контексте, так что смысл перевирается. Таких случаев было много. Хорошие научно-популярные фильмы у нас пока снимать не умеют. Печально, но факт.


Или Вибе, физико-математик:
Проблемы в коммуникации ученых и СМИ возникают из-за того, что ученым не нужны СМИ, а СМИ на самом деле нужны не ученые.

Дробышевский, антрополог:
Главная проблема коммуникации ученых со СМИ в том, что 90% людей, работающих в СМИ, ничего не знают и знать не хотят. Для них гораздо важнее форма подачи материала, чем его содержание. И то, что они искажают суть передаваемой информации, их не волнует ни малейшим образом.

Еськов, палеонтолог:
Соглашаясь на общение с журналистами (с тележурналистами прежде всего), ученый должен помнить, что «каждое ваше слово может быть использовано против вас» (с): ваши фразы выдернут из контекста и снабдят искажающими их смысл закадровыми комментариями («Чтобы зрителю было понятнее»), ваш комментарий по конкретной научной проблеме перемешают с излияниями откровенных фриков в шапочках из фольги («Но ведь в науке не бывает монополии на истину, нес па?»), а ваша попытка ознакомиться с финальной версией того, что пойдет в эфир, будет воспринята как затея проигравшегося в рулетку клиента отсудить у казино обратно свои денежки. При этом журналисты вовсе не злонамеренны: они просто решают свои собственные задачи, которые вашим сугубо перпендикулярны. Откуда — вывод: «Оно тебе надо?» (с).

В общем, как-то у нас с этим, товарищи, всё очень печально. Тут я должна сказать "надо же что-то делать!", но я не знаю, что. Долго ли популяризаторы смогут ездить голым энтузиазмом по граниту науки - тоже предсказать не возьмусь...

Грустно, в общем.
Tags: околонаучное
Subscribe
promo congregatio march 17, 2020 09:00 221
Buy for 50 tokens
FAQ
По совету читателей и примеру некоторых авторов - решила соорудить такой вот постик с наиболее часто задаваемыми вопросами, дабы и ибо, так сказать. Повисит тут пока. В случае изменений (которые в ближайшее время вряд ли предвидятся) - буду вносить правки. А почему книги так странно изданы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments