Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

Categories:

Нравственный смысл русского леса

Потупчик в телеграме:

* * * * *
Ознакомилась с рекомендованной программой нового предмета «Родная литература (русская)», с недавних пор обязательного для 5-9 классов. Не то что бы испытывала какие-то иллюзии по поводу очередного «пособия по патриотизму», но составителям удалось впечатлить даже меня – а ведь я читала учебник «Нравственные основы семейной жизни»!
Казалось бы, что может пойти не так при отборе произведений, «наиболее ярко воплотивших национальные особенности русской литературы и культуры»? Оказывается, в Российской Академии образования — специфические представления о духовных основах этой самой культуры.
Начнем с начала. Пятиклассники должны осмыслять нравственный смысл (именно так) русского леса; иметь представления о парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года (отличный материал для изучения загадок русской души, ничего не скажешь).
В шестом классе осмыслять придется нравственные смыслы в произведениях о русском севере и русской зиме, а парадоксы и загадки русской души находить уже в произведениях о Крымской войне.
Седьмой класс — время изучения Пасхи, сибирского края и русского поля. Восьмиклассникам положено изучать произведения о Золотом кольце и о Волге, а также о родстве душ русских людей. В девятом классе придется поднапрячься — время «понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа» и читать произведения об августовских Спасах. Без знаний об августовских Спасах нет русского человека XXI века.
В результате оказывается, что 11-12 летки должны читать размышления о боге со ссылкой на покойную мать от Ивана Ильина, а также «Авангардную песнь» Глинки:
И кровь врагов, как воду, лить!
Идем, идем, друзья, на бой!
Герой! нам смерть сладка с тобой.
Представляете себе современного пятиклассника, который проникнется любовью к родине, прочитав что-то подобное? «Оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час!» Думаете, славить родную речь строчками «то сетовать над Сетунью, то с Беседью беседовать», когда ЦА не понимает из них ни слова — это хорошая идея?
И так на протяжении всей программы. Если Юнна Мориц — то со стихами времен терминального сумасшествия, если Севастополь — то про братское кладбище. Особенно приятно будет девочкам, которым предстоит узнать, что жизнь женщины в России — это непременно «женская долюшка», хоронить сыновей и иногда колхозный быт. По Золотому кольцу путешествовать предлагается с посредственным поэтом Игорем Кобзевым, который знаменит своей борьбой с «сионистами».
Неудивительно, что завершается курс родной русской литературы стихотворением Сергея Каргашина, в котором автор текстов для Стаса Михайлова и группы «Икс миссия» косноязычно радуется, что он «русский до самого горлышка».

* * * * *
Тут надо что-то добавить, но я не знаю, что.
Пойду пока борщ готовить согласно своей женской долюшке (борщ, правда, в программе не упоминается, но он, думаю, незримо присутствует по факту). Авось за это время перестанет дергаться глазик, и я придумаю, как это прокомментировать, не попав под статью. 
Tags: скрепыЪ
Subscribe
promo congregatio june 24, 22:42 1
Buy for 50 tokens
От членов конгрегатской группы в ВК поступило предложение начинать сбор на пятую книгу. Когда Геннадий сможет начать, я еще не знаю: сейчас он занимается четвертым томом, и насколько длинная к нему очередь потом - пока неизвестно. Я написала ему письмо, жду ответа. Надеюсь, он сумеет нас втиснуть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →