На Ахилле очень такой красноречивый пост-статья о "дресс-коде" в храмах, ну и о главных блюстителях этого дресс-кода - условных "бабулек". Хотя от себя замечу, что это действительно условно, церберами там могут оказаться и бабульки, и девчульки, и дяденьки, и сами клирики. Собсно основная часть статьи - это примеры из жизни людей, которые в храм как зашли один раз, так больше и не входили.
Добавлю пример и от себя. Была у нашей семьи (не у нас с мужем, а у моих родителей) знакомая православная семья. Дочка у них была тоже вся такая православная, каждые выходные в храм, пост, молитвы, все дела. А потом она пропала. Оказалось, что монашеская жизнь в миру ее достала, с мальчиками знакомиться ей не разрешали, заниматься всякими глупостями типа нецерковных хобби тоже, но где-то она ухитрилась познакомиться с каким-то парнем, о котором родители не знали, ну и свалила к нему. Искали ее недели две, что ли, и нашли чисто случайно, через стотыщное рукопожатие; нашли на вписке у этого самого парня в чужой одежде. Я этого не видела, знаю с ее слов: это была мини-юбка, которую ей подарила подруга друга того парня, и ее же майка, то есть, с точки зрения православной семьи - страх и ужас. Ну и вот. Родители ее таки нашли, но ора устраивать не стали, слезы-объятья, поедем домой, ну как же так, ой-вэй. И, видимо, ей самой в вольных бегах не сильно понравилось, да и возраст был нежный - лет шестнадцать, кажется, и на фоне этого эмоционального единения потянуло в родное и привычное - в церковь. Решила она, значит, во всем сделанном покаяться, душой приложиться, а потому уговорила родителей прямо сразу с той вписки поехать в церковь, где у нее был постоянный духовник с раннего детства.
Духовник к ним вышел. Девочку на исповедь принял. И все то время, пока она пыталась ему выговориться, неодобрительно чмокал на ее голые коленки и через каждые несколько фраз повторял, что нельзя было оскорблять храм непотребным видом, надо было домой сначала и переодеться. "По-моему, ему вообще было пофиг, что я говорю" (с). Когда она уходила, духовник напомнил ей, чтобы в следующий раз обязательно пришла в "нормальном виде".
На этом ее мгновенный порыв "вернуться в храм" и затух окончательно. Общались мы не слишком плотно, поэтому подробностей о ее дальнейшей жизни не знаю, как там отношения с верующими родителями и где она сейчас - не могу сказать, но судя по тому, в каком виде я ее встречала потом несколько раз на улице (в нормальном виде, просто не в "дресс-коде") - храм явно остался в прошлом.
Мой уход из православия пошел по более сложной траектории, но таки вот эта атмосфера нетерпимости и унижения как неизменного принципа жизни свою роль тоже сыграла.
Journal information