Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

Categories:

Дьявольская цифра

Ох ты ж какую прелесть мне интернетами-то принесло...

* * *

Нина ЯГОДИНЦЕВА,
Секретарь Союза писателей России, кандидат культурологии, профессор Челябинского государственного института культуры, на I Всероссийской научно-практической конференции по литературно-творческой педагогике и XI Межрегионального совещания молодых писателей при содействии Союза писателей России.


Сегодня на наших глазах разворачивается цивилизационный кризис, битва между буквой и цифрой, образом и числом, человеком и зверем – зверем не в биологическом, разумеется, понимании, а в духовном.
/.../
Оглушённые профессионально подготовленной информационной «пандемией», заворожённые мнимым удобством цифровых технологий, раскиданные по онлайнам как по полузасыпанным окопам – мы слишком медленно понимаем, что происходит вокруг.
/.../
Цивилизационный выбор никогда не был простым, и при этом в приоритете по отношению к новым возможностям всегда оставался инстинкт коллективного самосохранения.
/.../
Великое Среднее всегда было укоренено на земле, в национальной (по преимуществу прикладной, т.е. элементарно проверяемой большинством в практике) культуре, имело в качестве опоры опыт, сконцентрированный в традициях и нравственных основаниях своего бытия. Традиция и опыт давали ему полное право быть консервативным и выбирать наиболее безопасные варианты дальнейшего развития – хотя и они неизбежно были сопряжены с утратами и жертвами, но не фатальными, не гибельными для большинства или для всех.

Сами понятия нравственного и безнравственного сформировались в том числе и на основе именно практического опыта распознавания жизнеспособного и нежизнеспособного поведения, различения выбора, который обеспечивает долговременное устойчивое или кратковременное катастрофическое бытие. Разумеется, понятия о нравственности менялись со временем, но магистральный смысл – коллективное выживание – всегда оставался неизменным.

Но сегодня Великое Среднее, по сути, маргинализировано до предела. Сельский уклад разрушен, а жизнь в городах очень трудно назвать укоренённой. Хронотоп бытия сузился от циклически-вечного до линейно-личного. Традиции утрачены, нравственные основы расшатаны. И, начиная с 1960-х, каждое новое поколение всё более и более отрывается от опыта и исторической памяти.
/.../
И вот сейчас – прямо сейчас – жизнь торопливо перескакивает с буквы на цифру. Над Буквой стоял Дух, за Словом предощущался Бог – чьи черты проглядывают за цифрой?

/.../
Предложен и даже частично реализуется проект трансгенного человечества (создание более совершенного существа, чем Божье творение – каков пафос!), но ведь это очевидно самоубийственно для самого человека.
/.../
мы срываемся из высокой и сложной словоцентричной, литературоцентричной культуры в цифровое варварство
/.../
Итак: вместо пассионариев – разведчиков будущего мы имеем группу (не берусь оценивать в процентах, но, видимо, Гаусс прав и здесь) людей, рвущихся к безграничной власти и готовых ради неё остановить историю (о чём уже было сказано прямым текстом). В их руках пакет новейших информационных, цифровых и генетических технологий, обеспечивающих массовую деградацию. А вместо консервативного и разумно осторожного Великого Среднего – дезориентированное, развращённое, легко программируемое и ловко управляемое массовое сознание.


* * *
Это всё, если кто успел забыть с начала поста, на литературной конференции, а не на съезде духовных лидеров России каком-нибудь. Дьявол, Бог, анти-ГМО, нравственные традиции и все такое.

И ведь что самое мерзкое - во второй части спича (полный текст) мадам говорит даже какие-то правильные вещи. И о роли литературы в жизни общества и личности, и о восприятии этой самой литературы разными людьми ("сколько можешь, столько и почерпнёшь"), и о том, что "идеология сужает поле смыслов до простейших, понятных массе"... Вот только идеологии у нас, по мнению мадам Ягодинцевой, нет. Правда, уточняет, что ее нет официально, но судя по остальному тексту - она искренне полагает, что ее нет и де факто. Да и разницу между массой и Великим Средним, которое, в отличие от массы, мудро и прекрасно, она как-то не обозначила.

Я сама частенько говорю многое из того, что содержится во второй части выступления, когда участвую в окололитературных дискуссиях. Но у Ягодинцевой сдобрено все это такими подсмыслами и явными идеями, что хочется замахать руками, зажмуриться и закричать "нет-нет-нет, я к этому вот всему отношения не имею, да здравствует швабода и графомания, уберите это всё!". Очередной комплексный обед, на сей раз с салатом "Скрепный".

Единственное, что утешает - Союз писателей, вроде, пока не имеет особого влияния на законотворчество и не является "лидером мнений". Но на мой взгляд - при этом отлично работает как флюгер и лакмус. А вот это уже печалит.

Tags: литература, скрепыЪ
Subscribe

  • М/Ж

    Исследование, проведенное сервисом Facancy, показало, что женщины реже, чем мужчины, рассматривают и откликаются на топовые вакансии и чаще…

  • Эмансипэ и социалисты

    Я тут продолжаю изучать поляков (нет, это не для книжки, просто подвернулось под руку). И снова к уже обсуждавшейся теме совместной борьбы…

  • Многострадальные авторки

    Отец польского языкознания Бодуэн де Куртенэ в 1907 году утверждал, что язык не неприкосновенный идол, а «орудие и деятельность», а…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments

  • М/Ж

    Исследование, проведенное сервисом Facancy, показало, что женщины реже, чем мужчины, рассматривают и откликаются на топовые вакансии и чаще…

  • Эмансипэ и социалисты

    Я тут продолжаю изучать поляков (нет, это не для книжки, просто подвернулось под руку). И снова к уже обсуждавшейся теме совместной борьбы…

  • Многострадальные авторки

    Отец польского языкознания Бодуэн де Куртенэ в 1907 году утверждал, что язык не неприкосновенный идол, а «орудие и деятельность», а…