От себя сделаю примечание. В тексте есть такая фраза:
В 1440 году, специально для демонстрации мощей в Ахене, рассчитанной на множество паломников, один немецкий предприниматель изготовил 32 000 зеркал на продажу, но прогорел (партнеры ошиблись и не смогли погасить ссуды). Зато, как пишет Питтегри, это только «вдохновило некоего Иоганна Гутенберга перенаправить свою энергию на другую экспериментальную коммерческую технологию: печать».
Возникает вопрос - зачем паломникам, пришедшим поклониться мощам, зеркала; ну не мощи же через них разглядывать и не селфиться же на память на фоне мощей. Возникает вопрос? Правильно возникает. Потому что низачем. Потому что речь идет о "Spiegel" - "шпигелях", небольших листовках с душеспасительными картинками и коротким текстом, рассчитанных на "среднего обывателя". Этакий вероучительный лубок, комикс о супергерое-святом. То самое, что было использовано для визитки команды Конгрегации на Фандомной Битве. Демонстрация мощей - хороший повод впарить мерч по теме дня, но - не сложилось, предложение превысило спрос.
А в остальном статья отличная.
Journal information