Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

Categories:

Суровые венгерские книголюбы

Очередная историческая зарисовка от d_clarence aka Григорий Циденков.

* * *
22 апреля 1894 года. Поднятый по тревоге гусарский полк разгоняет толпу членов "Общества любителей чтения" в Ходмезёвашархее (картинки 1 и 2).
Произошло там следующее.

Город, который сами местные называют большой деревней, был центром сельскохозяйственного округа. Населяли его, в основном, богатые землевладельцы, управляющие имений и наемные сельхозработники.

В 1892 году в городе возникло "Общество любителей чтения", которое стало, помимо обмена книгами, устраивать публичные чтения для бедняков, чтоб те немного отвлекались от пьяной резни в кабаках. В 1893 году членом общества стал известный венгерский аграрный социалист Янош Санто Ковач. Санто Ковач стал читать народу бойкие статьи Энгельса и доступно излагать социал-демократические публикации в прессе.

Такая литература живо зашла публике и Санто Ковача избрали председателем общества. Когда на публичных лекциях представителям 80% населения Ходмезёвашархея рассказали про то, что 8-часовой рабочий день - это очень хорошо и правильно, в общество повалили массами, и, внезапно, процент книголюбов в глухом захолустье перекрыл общий процент по имперским центрам.

Местные помещики и власти, естественно, очень быстро узнали основную тематику публичных чтений и у них хорошо так подгорело.
В апреле 1894 года книголюбы приняли на общем собрании решение провести демонстрацию 1 мая в знак солидарности с чикагскими мучениками и мировым пролетариатом. О чем уведомили мэрию.

В мэрии не знали что делать, но тут ее и местную полицию завалили анонимками, из которых следовало, что книголюбы намереваются захватить власть в провинции, повесить всех чиновников и поделить всю землю между крестьянами и рабочими.
Мэрия и полиция опубликовали официальное воспрещение каким-либо сборам 1 мая.

22 апреля Янош Санто Ковач пошел в мэрию разбираться в причинах такого "беспредела". А там его тихо арестовали и попытались вывезти из города. Но когда выводили на улицу, то несколько прохожих заметили у Санто связанные руки.

Весть мигом разнеслась по городу и мэрию окружила толпа в 2-3 000 человек, которая потребовала немедленного освобождения председателя общества любителей чтения. Полиция предприняла попытку утихомирить толпу, но произошла свалка. Полицейские огребли и, чтоб совсем не погибнуть, открыли пальбу. Книголюбы ни разу не испугались, на потери внимания не обратили и, вместо панического бегства, пошли на штурм свежепостроенной ратуши.

В ратуше оказались в осаде 120 чиновников, помещиков, полицейских и сам мэр. Три часа они держали двери и получали по башке залетающими в окна кирпичами.
На исходе третьего часа осады в город прибыл срочно вызванный из полицейского управления гусарский полк.

Гусар сорвали с какой-то мощной пьянки - это, можно сказать, непреложный факт: они приняли штурмующую толпу книголюбов за простых зрителей беспорядков, а защитников ратуши - за бунтовщиков. Когда до гусар дошло что происходит, они оказались прижатыми толпой к стене ратуши и обстреливаемыми булыжниками и пулями с обеих сторон. От такого у кого хочешь снесет планку - гусары принялись стрелять, топтать и рубить в капусту всех подряд.

Книголюбов разогнали, залив кровищей всю площадь и прилегающие улицы. На следующий день, 23 апреля, городские власти собрались по-быстрому судить и наглухо закрыть Санто Ковача. Но не получилось: обвинить его в беспорядках не вышло, найти доказательств анонимкам не смогли. Протрезвевшие гусары винили во всем произошедшем "ослов" из гражданской администрации и наотрез отказались сотрудничать с судом, мэрией и полицией, пообещав изрубить на куски всякого, кто посмеет обратиться к ним с подобным вопросом. А сам Санто Ковач обвинил судей в политическом заговоре против бедняков и использовал предоставленное слово для социалистической агитации (картинка из суда - 3)

Так как в провинции заполыхало и из Будапешта выехала зондер-команда по политической зачистке местного истеблишмента, то процесс живо свернули, никого не наказали и официально сделали вид, что ничего не случилось.
В 1960-е Яношу Санто Ковачу поставили там вот такой забавный памятник (фото 4)

Сколько погибло и пострадало народу - доподлинно неизвестно, все сведения крайне мутные.
Некоторые упоротые венгерские журналисты пафосно и абсолютно произвольно писали и пишут  про сотни и даже тыщи погибших. Официальные данные не подбивались, по обрывочным и неполным полицейским сведениям один человек погиб и 8 полицейских, вроде как, были серьезно ранены.
Картинки представлены из венгерских журналов того времени.









* * *
Что меня тут больше всего поразило - это не пьяные гусары (тоже мне, невидаль) и даже не бесстрашные книголюбы, а вот это "процесс свернули, потому что доказательств не нашли". Пф-ф. Сынки. Щас им было бы у кого поучиться...
Tags: в начале славных дел
Subscribe

  • Не то подсунули

    Больше всего меня расстраивает, что я сразу угадала, в комментарии пошла уже чисто догадку проверить. Шел двадцать первый век. Проклятый феминизм…

  • Ну вот, к слову

    Подъем в телеге сообщает: Ну то есть менты везде ищут члены и женское их не интересует, а ЛГБТ при этом пропагандирует бар, мы поняли, да... И…

  • Не будет

    Ах ты ж батюшки. Равенство зашло слишком далеко. Феминизм воинствующий секса не дает и семью разрушает. А ведь это пресловутое равенство еще даже…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Не то подсунули

    Больше всего меня расстраивает, что я сразу угадала, в комментарии пошла уже чисто догадку проверить. Шел двадцать первый век. Проклятый феминизм…

  • Ну вот, к слову

    Подъем в телеге сообщает: Ну то есть менты везде ищут члены и женское их не интересует, а ЛГБТ при этом пропагандирует бар, мы поняли, да... И…

  • Не будет

    Ах ты ж батюшки. Равенство зашло слишком далеко. Феминизм воинствующий секса не дает и семью разрушает. А ведь это пресловутое равенство еще даже…