Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

Как правильно влиять на читателя: 6 советов писателям от лингвиста из Гарварда

Одна треть человеческого мозга отвечает за зрение. Поэтому вы должны дать читателю
возможность «увидеть» ваш рассказ. Для того чтобы читатель перешёл от фазы «я думаю, что я понимаю» к фазе «я понимаю», ему нужно увидеть в голове образы того, что вы хотите передать.
Многие писатели также стараются произвести впечатление глубокими мыслями и умными словами. А здесь вы можете прочитать об исследовании, которое доказало, что чем проще мозгу обработать информацию, тем больше эмоций она у него вызывает. Думайте о писательстве так же. Стараясь показать своё превосходство над читателем, вы заставляете его чувствовать себя глупо.
Никто не любит чувствовать себя глупо.
Избегайте всезнайства
Даже когда мы пишем для других, всё равно думаем в первую очередь о себе. К чему это приводит? Ни к чему хорошему. Помните о том, что читатель не знает того, что находится у вас в голове. Поэтому многие ваши мысли могут быть абсолютно непонятны.
Слышали фразу «Объясни так, как будто я пятилетний ребёнок»? Она не лишена правды. Лучший способ узнать, всё ли понятно читателю, — это дать кому-то прочитать ваше творение. Желательно кому-то из вашей целевой аудитории. Так вы получите себе редактора, даже если редактор — это ваш друг Костя.
Помните о главной идее
Дайте читателю как можно раньше понять, в чём заключается ваша идея, и стройте рассказ вокруг неё. Людям нужно отталкиваться от главной мысли, чтобы следить за ходом вашего рассказа. И это правило тоже подкреплено исследованиями.
Итак, вы не должны казаться слишком умным, должны уметь создавать образы и напоминать читателю о главной идее. Что дальше?
=============================================
Дальше идет несколько вполне дельных советов, вроде "прежде, чем нарушать правила, изучите их" или "больше читайте". Но остановиться хотелось бы на том, что процитировано выше. Знакомые слова, верно? "Будьте проще, вдруг попадется читатель, который не дотягивает до уровня сложности текста, ему будет либо совсем непонятно, либо понятно, что он чего-то не понимает, а это обидно". Последствия такого непонимания в наш век зачастую печальны во всех смыслах и аукаются как минимум неприятно: обиду за свое непонимание читатель довольно редко обращает в попытки понять, чаще - в неприязнь и претензии к тексту и автору.

В зрительско-читательских кругах существует теория, что многие фильмы снимаются с нарочито подчеркнутыми ошибками научных консультантов и сценаристов (а когда речь о детективе - с нарочито прозрачной детективной линией), чтобы дать зрителю возможность почувствовать себя умнее создателей фильма. Это должно польстить его самолюбию и вызвать положительную эмоцию. Сомнительная, на мой взгляд, теория. Но все же совет "не давайте читателю почувствовать себя глупее автора" встречается довольно часто; его, думаю, многие видели.

Оговорюсь: я не хочу сказать, что процитированный фрагмент и этот совет неприменимы в принципе. Самое главное здесь, на мой взгляд - определиться с аудиторией. Если автор рассчитывает охватить как можно больший контингент - советы, конечно, правильные. Если стоит цель сделать книгу понятной любому, от пенсионера-профессора до школьника-троечника, следовать этой рекомендации можно и нужно.

Проблема в том, что вот такие статьи частенько, не думая, постят и перепощивают члены всевозможных авторских сообществ, сайтов, групп, декларируя сказанное в них как единственно верный подход, обязательный для всех. Обмолвку о том, что для проверки стоит "дать прочитать текст кому-то из целевой аудитории" как правило просто не замечают либо целевой считают читательскую аудиторию вообще, особенно если подспудно (или явно) во главу угла ставится продаваемость текста.

Не скажу, что эта статья с моей точки зрения относится бесспорно к "вредным советам", но если кто-то наткнется на нее и решит воспринять как руководство к действию - думаю, на этом моменте все-таки стоит заострить внимание.
Tags: литература
Subscribe
promo congregatio march 17, 2020 09:00 221
Buy for 50 tokens
FAQ
По совету читателей и примеру некоторых авторов - решила соорудить такой вот постик с наиболее часто задаваемыми вопросами, дабы и ибо, так сказать. Повисит тут пока. В случае изменений (которые в ближайшее время вряд ли предвидятся) - буду вносить правки. А почему книги так странно изданы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →