Надежда Попова (congregatio) wrote,
Надежда Попова
congregatio

Category:

А вот теперь я читатель

И занимаю сторону читательского лагеря. Хотя и смотрю на ситуацию в том числе с позиции автора.
Сегодня в моей СИшной флудилке всплыла цитата из интервью с Сапковским, в котором шла речь о компьютерной игре по мотивам "Ведьмака". Думаю, о ней знают даже те, кто в нее не играл. Погуглив, это интервью я нашла.Вот оно.

То, что меня, собственно, и подвигло на этот пост, процитирую ниже:

=====
[Цитата]
«Со всем уважением, но пора сказать это прямо — игры не являются „альтернативной версией" или сиквелом. Это свободная адаптация, содержащая элементы моих работ, — адаптация, созданная другими авторами», — отметил он.
«И хотя адаптации могут каким-то образом соотноситься с событиями книг, они не могут выполнять функцию дополнения. Они не могут добавлять прологи, становиться приквелами, и уж тем более эпилогами и сиквелами».
«Наверное, пришло время расставить все точки над „i"», — продолжил он. — «„Ведьмак" — хорошо сделанная видеоигра, её успех оправдан и полностью является заслугой создателей. Но ни в коем случае нельзя считать её „альтернативной версией" или „продолжением" истории ведьмака Геральта. Потому что это может быть рассказано только автором Геральта, Анджеем Сапковским».
«Разработчики могут основывать свои игры на хороших sci-fi или фэнтези книгах, их мирах, их сюжетах, их героях, украсить всё это работой художников и позаимствованными диалогами», — сказал Сапковский. — «Визуальный эффект будет ошеломительным на радость игрокам — некоторые из них даже посчитают такой вариант лучше и понятнее, чем оригинальная книга: там же такие мелкие буковки... А кто-то и вовсе не откроет первоисточник — для таких и игры будет достаточно», — считает он.
«Если сравнить книги и их адаптации для других сфер, только первые могут рассказывать настоящую историю», — утверждает он. — «Не может быть иного соотношения книги с её адаптацией, нежели того, что без книги адаптации вообще не существовало бы».
«Было бы смешно и глупо, если бы я стал писать, отталкиваясь от событий игр»

=====
Кхм. Я безмерно уважаю пана как талантливого автора. Его Ведьмак был в числе тех книг, которые строили когда-то мою любовь к фэнтези; я читала их тогда, когда такой бешеной, гремящей поулярности еще не было, и читала потому, что это было интересно, свежо, и мне нравилось, а не потому что это топовый автор, которого "положено знать". И считаю, что свою славу он заслужил. Но...

Но. Во-первых, я как геймер (да, сейчас играть времени нет, но это не меняет факта) не могу не упрекнуть автора в снобизме и плевке в сторону огромного количества в том числе и его собственных почитателей. Игра вполне может получиться или показаться лучше, чем книга, по великому множеству причин, а вовсе не потому, что читатель такой рассеянный идиот, что не может высидеть пару часов, глядя в мелкие буковки. Я не буду утверждать, что таких читателей нет вовсе. Есть, знаю. Но игры делаются не только для них, и далеко не всё в игре сводится к "ошеломительному визуальному эффекту". Во-вторых, игра может также оказаться не лучше и не хуже, а просто другой. И имеющей право на существование не меньшее, чем первоисточник-книга.

И в-третьих. Разумеется, это право автора - писать или не писать, соотнося свой текст с играми, фильмами, мультфильмами, чем угодно; но отказать вселенной в праве на существование простым ее игнорированием после молчаливого одобрения - извините, не получится. Здесь я дам еще одну ссылку - на статью о человеке, который пытался создать игру по Ведьмаку еще до того, как в свет вышло творение CD Projekt Red: здесь. Прежде, чем читать пост дальше, очень рекомендую прочитать хотя бы первую половину статьи, там самое главное.

И вот тут я снова встаю на позицию автора. И как автор - говорю: если тебя волнует судьба твоего мира, если тебе дорог "канон" твоей вселенной, если ты хочешь соблюсти в чистоте некую "генеральную линию" - так со своим миром поступать нельзя. Я, хотя я и неуловимый Джо в этом смысле, внесла в договор пункт, согласно которому никто не может без моего согласия и одобрения писать книги, делать игры или снимать фильмы, основываясь на моем мире, используя моих персонажей и "базируясь на идее". Нет, фан-творчество - пожалста, с этим ничего не поделаешь, но официально - нельзя. Да, я знаю, что это все равно никогда и никто не сделает, но на всякий случай - перестраховалась. Потому что мне важно, что будет с моим детищем. А то, как повел себя Сапковский... Сначала отдал своего ребенка первому встречному, а потом, когда из ребенка вырастили не того, кого он хотел, встал в позу: не имею с этим ничего общего! Нет уж, батенька, поздно пить боржоми, когда уже измучен нарзаном. Имеете. Либо так, либо не надо было отпускать вселенную и героя в свободное плавание.

Вот официальная информация от создателей игры:

Сюжет, в основном, сочиняли Яцек Комуда и Мацей Юревич — польские авторы фэнтези, так же известные как создатели настольной ролевой системы под названием «Дикие Равнины» («The Wild Planes»). Однако Анджей Сапковский консультировал авторов игровго сюжета, редактировал его, давал советы и в конечном итоге принял финальную версию сценария. По последней информации Сапковский также лично написал все три различных финала игры.

Всё. Это даже не молчаливое одобрение, это соучастие.
Можно считать "смешным и глупым" сводить воедино мир книг и мир игры, но это уже произошло, в том числе - и при содействии самого автора. Это уже единый мир, и раздробить его снова простым "а мне нинравица", сказанным спустя семь лет, невозможно. Это, если угодно, смешно и глупо.
Tags: литература
Subscribe
promo congregatio march 17, 2020 09:00 221
Buy for 50 tokens
FAQ
По совету читателей и примеру некоторых авторов - решила соорудить такой вот постик с наиболее часто задаваемыми вопросами, дабы и ибо, так сказать. Повисит тут пока. В случае изменений (которые в ближайшее время вряд ли предвидятся) - буду вносить правки. А почему книги так странно изданы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments